Этот прекрасный мир...






Главная

Азия

Европа

С.Америка

Ю.Америка

Африка

Автралия, Океания

Россия, СССР

Новости
Статьи
Ссылки
Контакты
Карта сайта
Классификация монет

Классификация монет по назначению

Группа
Назначение
Описание
Пример
1 группа
Разменные

Другие названия - монеты регулярного чекана, монеты для обращения, "ходячка". В эту группу входят монеты, первоочередная задача которых - использование в качестве платежного средства. Как правило к ним не предъявляется высоких эстетических требований. Однако, понимая то, что разменные монеты интересны нумизматам, часть государств делают специальные годовые наборы (чеканка улучшенным штемпелем или в качестве "proof") разменных монет.

1 рубль 1997г.
2 группа
Памятные

В эту группу входят монеты тиражом, гораздо меньшим нежели у разменных монет и имеющие изображения и/или надписи, освещающие определенную тему: значимое для страны событие, выдающегося человека, представителей растительного и животного мира, города и достопримечательности, особенности политического устройства, технические достижения, произведение искусства и т.п. Условно эту группу можно разделить на 3 подгруппы: памятные, юбилейные и коллекционные монеты. Сразу стоит оговориться, что четкой границы между подгруппами нет.

К памятным монетам можно отнести монеты, не имеющие четкой привязки к дате события.

Юбилейные монеты чеканятся к юбилею значимого события. Памятные и юбилейные монеты выполняют двойную функцию - это и предмет для коллекционирования и платежное средство.

Коллекционные монеты отличает от остальных ограниченный тираж (от нескольких штук до десятков тысяч штук), и тот факт, что чеканят их в основном из драгметаллов по технологии "proof". Назначение этих монет - сугубо коллекционное, т.к. номинал этих монет занижен в сотни раз по сравнению со стоимостью драгметалла, из которого они выполнены.

Всероссийская перепись населения 2010
Юбилейные
40-летие космического полета Ю.А.Гагарина
Коллекционные
Вооруженные Силы РФ. Морская пехота. Эмблема
3 группа
Инвестиционные

Это монеты из драгметаллов, с несложным дизайном. Стоимость этих монет максимально приближена (но не равна!) к стоимости драгметалла, из которого она выполнена. Эти монеты - средство инвестирования денег в драгметаллы с целю сохранения их от инфляции и, возможно, получения прибыли. Однако, тут следует учитывать массу факторов, главный из которых - цена продажи банком этих монет всегда выше цены покупки в краткосрочной перспективе.

Георгий Победоносец
4 группа
Пробные

Это монеты, которые когда-то участвовали в конкурсе на роль официального платежного средства, но не прошли его и были с него сняты. Однако, часть этих монет все же попадает в "народ", и тут же становится объектом поиска для нумизматов. Цены на эти монеты крайне высоки, так же как и высоко количество их подделок и реплик.

???
горизонтальный разделитель для сайта

Классификация монет по сохранности и степени качества чеканки

Россия
Англия
Германия
Франция
Испания
Шкала Шелдона
Полированная Proof PP FB Proof PF 1-70
Превосходная с зеркальным блеском Proof-like sp, spgl. - - MS 60-70 PL
Улучшенное качество BU - FDC (Fleur de Coin) FDC MS 65, 66, 67, 68, 69, 70
Превосходная UNC (Uncirculated) st, stgl. (Stempelglanz) SPL (Splendide) EC MS 60, 61, 62, 63, 64
Почти превосходная AU (About Uncirculated) UNZ- (Fast unzirkuliert) - - AU 50, 53, 55, 58
Отличное XF (Extremely Fine) VZ (Vorzuglich) SUP (Superbe) EBC XF 40, 45
Очень хорошее VF (Very Fine) SS (Sehr schon) TTB (Tres Tres Beau) MBC VF 20, 25, 30, 35
Хорошее F (Fine) S (Schon) TB (Tres Beau) BC+ F 12, 15
Удовлетворительное VG (Very Good) SGE (Sehr gut erhalten) B (Beau) BC VG 8, 10
Слабое G (Good) GE (Gut erhalten) AB (Assez Beau) RC G 4, 6
Неудовлетворительное AG (Almost/About Good) - - - AG3
FA (Fair) - - - FA 2
PR (Poor) - - - PR1

Proof Полированная монета (англ. Proof). Монеты высшего качества, имеющие ровную зеркальную поверхность поля и контрастирующий с ней матированный рисунок рельефа. Чеканятся полированными штемпелями на полированных заготовках. Рельеф должен быть чётким, с хорошо видимыми мельчайшими деталями. На изделиях качества пруф не должно быть не только видимых невооружённым глазом царапин, насечек, заусениц, мельчайших неровностей поверхности поля, но и следов прикосновения рук. Поэтому такие изделия, как правило, упаковываются в специальную капсулу для предотвращения повреждения поверхности. По технологии пруф, как правило, выпускаются сувенирные монеты.


Превосходная с зеркальным блеском (англ. Proof-like). Термин появился для обозначения качества монет, которые внешне похожи на пруф, однако монетный двор не гарантирует, что при их изготовлении технология «пруф» была соблюдена полностью. К примеру, считается, что пруфом могут называться монеты, изготовленные только из драгоценных металлов. Монеты качества пруф-лайк, так же, как и пруф, обычно упаковываются в защитную капсулу или плёнку.


Улучшенное качество (англ. Brilliant uncirculated, BU). Высшая степень сохранности монет, чеканенных обычными штемпелями. Они не были в обращении, сохраняют первоначальный блеск, не должны иметь никаких дефектов, видимых невооруженным глазом. Монеты этого качества имеют зеркальный блеск по всей поверхности и зеркальный (нематовый) рисунок рельефа. Такие монеты чеканятся изначально для коллекционеров.


Превосходная, а/ц (англ. Uncirculated, UNC). Это монеты, которые еще не находились в обращении и поэтому не имеют повреждений, обусловленных обращением. 2 евро, Греция (UNC)Они могут иметь технологические повреждения (видимые невооруженным глазом очень мелкие царапины, заусенцы, насечки), образованные от ударов монет друг о друга при выбросе в автоматические накопители станков, при пропускании через скоростные автоматические машины пересчета, при насыпании в мешки навалом и при внутрицеховых и складских перемещениях монет в этих мешках как на монетных дворах, так и в хранилищах Банка России при подготовке их к выпуску в обращение. Монеты этого качества имеют свежий матовый металлический блеск по всей поверхности и матированный рисунок рельефа.

Unc 5 рублей
Unc рубль
Unc 2 копейки
Unc рубль Анна
5 рублей 1817-31 (UNC)
Рубль 1849-58 (UNC)
2 копейки 1797-1801 (UNC)
Рубль 1730-34 (UNC)
Unc рубль Екатерина2
Unc 10 пенни
Unc 50 копеек Николай2
Unc рубль Александр3
Рубль 1762-65 (UNC)
10 pennia 1895-1917 (UNC)
50 копеек 1895-1913 (UNC)
Рубль 1886-92 (UNC)

Почти превосходная (англ. About uncirculated, AU). Относится к монетам, находившимся в обращении крайне короткое время. Они могут иметь технологические повреждения (видимые невооруженным глазом очень мелкие царапины, заусенцы, насечки), образованные от ударов монет друг о друга при выбросе в автоматические накопители станков, при пропускании через скоростные автоматические машины пересчета, при насыпании в мешки навалом и т. п. Помимо обычных технологических повреждений, упомянутых выше, эти монеты имеют различимые невооруженным глазом минимальные потертости незначительных по площади самых высоких участков рельефа. Монеты этого качества имеют свежий матовый металлический блеск по всей поверхности и матированный рисунок рельефа.


Отличное (англ. Extremely fine, XF). Относится к монетам, находившимся в обращении очень короткое время. Помимо обычных технологических повреждений, упомянутых выше, эти монеты имеют различимые невооруженным глазом легкие потертости незначительных по площади самых высоких участков рельефа. Контуры рисунков контрастны, все мельчайшие детали рельефа сохранены. Свежий металлический блеск на большей части поверхности монеты отсутствует. Глубоких царапин и других серьезных дефектов нет. Монета с незначительными следами обращения, сохранилось более 90% оригинальной поверхности.

XF 5 рублей
XF рубль
XF 2 копейки
XF рубль Анна
5 рублей 1817-31 (XF)
Рубль 1849-58 (XF)
2 копейки 1797-1801 (XF)
Рубль 1730-34 (XF)
XF рубль Екатерина2
XF 10 пенни
XF 50 копеек Николай2
XF рубль Александр3
Рубль 1762-65 (XF)
10 pennia 1895-1917 (XF)
50 копеек 1895-1913 (XF)
Рубль 1886-92 (XF)

Очень хорошее (англ. Very fine, VF). Относится к монетам, находившимся в обращении значительное время и имеющим заметные потертости по всей поверхности. Отдельные мелкие детали рельефа стерты полностью, однако рельеф и надписи легко различимы. Контуры рельефа уже потеряли резкость. Допускаются легкие царапины и другие повреждения, несколько серьезнее обычных технологических повреждений.

VF 5 рублей
VF рубль
VF 2 копейки
VF рубль Анна
5 рублей 1817-31 (VF)
Рубль 1849-58 (VF)
2 копейки 1797-1801 (VF)
Рубль 1730-34 (VF)
VF рубль Екатерина2
VF 10 пенни
VF 50 копеек Николай2
VF рубль Александр3
Рубль 1762-65 (VF)
10 pennia 1895-1917 (VF)
50 копеек 1895-1913 (VF)
Рубль 1886-92 (VF)

Хорошее (англ. Fine, F). Относится к монетам, находившимся в обращении значительное время и имеющим заметные потертости по всей поверхности. Отдельные мелкие детали рельефа стерты полностью, однако рельеф и надписи легко различимы. Контуры рельефа уже потеряли резкость. Допускаются легкие царапины и другие повреждения, несколько серьезнее обычных технологических повреждений.

F 5 рублей
F рубль
F 2 копейки
F рубль Анна
5 рублей 1817-31 (F)
Рубль 1849-58 (F)
2 копейки 1797-1801 (F)
Рубль 1730-34 (F)
F рубль Екатерина2
F 10 пенни
F 50 копеек Николай2
F рубль Александр3
Рубль 1762-65 (F)
10 pennia 1895-1917 (F)
50 копеек 1895-1913 (F)
Рубль 1886-92 (F)

Удовлетворительное (англ. Very good, VG). Относится к монетам со значительными потертостями всей поверхности. Остались различимыми лишь крупные детали рисунков, мелкие фрагменты декоративной орнаментовки (колосья, листы растений, точки, звездочки и проч.) стерлись почти полностью. Возможны значительные царапины, насечки, зазубрины.

VG 5 рублей
VG рубль
VG 2 копейки
VG рубль Анна
5 рублей 1817-31 (VG)
Рубль 1849-58 (VG)
2 копейки 1797-1801 (VG)
Рубль 1730-34 (VG)
VG рубль Екатерина2
VG 10 пенни
VG 50 копеек Николай2
VG рубль Александр3
Рубль 1762-65 (VG)
10 pennia 1895-1917 (VG)
50 копеек 1895-1913 (VG)
Рубль 1886-92 (VG)

Слабое (англ. Good, G). Относится к монетам, на которых остались различимы только основные контуры рисунков. Надпись и дата выпуска трудно различимы.

G 5 рублей
G рубль
G 2 копейки
G рубль Анна
5 рублей 1817-31 (G)
Рубль 1849-58 (G)
2 копейки 1797-1801 (G)
Рубль 1730-34 (G)
G рубль Екатерина2
G 10 пенни
G 50 копеек Николай2
G рубль Александр3
Рубль 1762-65 (G)
10 pennia 1895-1917 (G)
50 копеек 1895-1913 (G)
Рубль 1886-92 (G)



В Соединённых Штатах Америки используется более сложная система оценки сохранности монеты. Она была разработана Вильямом Шелдоном в 1949 году и основана на 70-балльной шкале. Эта система оценки так и называется «Шкала Шелдона» (Sheldon scale).


Монеты, бывшие в обращении


POOR-1 POOR — Монета в этом состоянии не является коллекционной, изношена в процессе обращения настолько, что с трудом возможно определить к какой стране и периоду она относится. Изображение с трудом различимо, большая часть надписей, а так же дата не видны.

FAIR-2 FAIR — Монета в этом состоянии не является коллекционной, очень сильно изношена в процессе обращения. Изображение различимо, и возможно определить к какому периоду относится монета, однако конкретная дата, инициалы начальника монетного двора и буквы монетного двора видны лишь частично и невозможно точно определить к какому году, монетному двору и т. п. монета относится.

AG-3 ABOUT GOOD — Монета очень сильно изношена в процессе обращения. Хотя и с трудом, возможно точно определить год выпуска, монетный двор и инициалы начальника монетного двора. Монеты в этом состоянии относятся к низшему состоянию коллекционных монет. Обычно монеты в таком состоянии кладут в коллекцию, только если более высококачественные монеты крайне редки или дороги.

G-4 GOOD — Монета в этом состоянии сильно изношена в процессе обращения, однако все основные надписи читаемы, хотя и не без труда. Все крупные основные детали также видны. На некоторых монетах, например на медных монетах XVIII века обозначение номинала монеты может читаться с трудом и частично. На мелких номиналах серебряных монет XVIII века, где цифры года являются высоким местом рельефа, обозначение года должно быть хотя и с трудом, но полностью различимым. На крупных серебряных монетах XVIII века, где надпись идёт по окружности вблизи края монеты, надпись может быть читаема лишь частично. Детали изображения монеты, близко расположенные к гурту, могут быть сильно поношены, но читаемы. Кант по окружности монеты, для монет XIX века и более поздних, может быть стерт до основания или присутствовать лишь частично. Существуют также оценка G-6, однако на практике она используются чрезвычайно редко.

VG-8 VERY GOOD — Монета достаточно сильно изношена, все надписи различимы. Описать это состояние достаточно легко. Если контуры малых гербов на крыльях орлов для крупных серебряных монет XIX века практически отсутствуют — это и есть VG-8. Конечно, все остальные характеристики должны подтверждать эту оценку. Все надписи должны быть читаемы, некоторые средние детали рисунка монеты могут быть видны. Существуют также оценка VG-10, однако она используются крайне редко.

F-12 FINE — Монета имеет средней степени износ, все надписи, крупные и средние детали различимы. Контуры малых гербов на крыльях орлов присутствуют, однако мелкие детали самих гербов полностью или частично стерты. Контуры всадника на крупных серебряных, а также золотых и платиновых монетах XIX века могут быть не видны. Мелкие детали могут быть полностью или частично стерты. Существуют также оценка F-15 которая иногда используется и представляет монету несколько лучшего качества.

VF-20 VERY FINE

VF-30 CHOICE VERY FINE — По сравнению с монетами предыдущих степеней сохранности, некоторые мелкие детали изображения уже видны. Так, на рублях 19-го века видны некоторые детали изображения на малых гербах и контуры всадника, на золотых (1818—1831) и платиновых (1828—1841) монетах контуры всадника могут всё ещё быть не видны или видны лишь частично. Оценки VF-20 и VF-30 отличаются одна от другой по большей части большим (VF-20) или меньшим (VF-30) количеством дефектов, например, царапин, забоин, насечек и дефектов монетного кружка. Оценку VF-30 поэтому ещё называют Choice Very Fine, подчёркивая более высокое качество монеты с лучшим внешним видом. Иногда на практике используют оценки VF-25 и VF-35.

EF-40 (XF-40) EXTREMELY FINE

EF-45 (XF-45) CHOICE EXTREMELY FINE — Монета имеет незначительный износ наиболее высоких деталей рельефа. На монетах в состоянии EF-45 (XF-45) должны быть видны следы первоначального чеканного блеска, по большей части, в защищённых местах между буквами надписей. EF-45 представляет собой более высококачественный экземпляр с лучшим внешним видом.

AU-50 ABOUT UNCIRCULATED

AU-55 CHOICE ABOUT UNCIRCULATED

AU-58 VERY CHOICE ABOUT UNCIRCULATED Иногда используют ALMOST UNCIRCULATED. Монета практически не имеет износа а лишь незначительные потертости самых высоких частей рельефа. Большая часть чеканного блеска присутствует, в том числе и на открытых поверхностях. Дефекты монетного кружка (заготовки) а также приобретённые дефекты соответствуют этой оценке. Монеты состояния AU-55 называют Choice About Uncirculated, подчеркивая более высокое качество и лучший внешний вид монеты. Монеты состояния AU-58 называют Very Choice About Uncirculated. Это монеты, которые, скорее всего, не были в обращении, однако, по ряду причин не могут быть отнесены к необращавшимся монетам. На практике, отличить монету в состоянии Very Choice About Uncirculated от состояния Uncirculated достаточно тяжело, необходимы специальные знания и опыт. Иногда на практике используют промежуточную оценку AU-53.


Монеты, не бывшие в обращении


MS-60 UNCIRCULATED — Непривлекательный чеканный блеск (или «ластер» от англ. слова Luster), очень тусклый и некрасивый или «смыт», например, в результате погружения монеты в чистящий раствор. Может быть большое количество глубоких или средней глубины царапин, забоин, незначительных смещений металла в результате удара одной монеты о другую, протяжённых неглубоких царапин и областей повреждений, в том числе, и в наиболее важных, первостепенных фокусных областях монеты. Также могут быть незначительные насечки — результаты ударов одной монеты о другую на гурте монеты с переходом на её кант. Возможно наличие больших наплывов металла из-за плохого качества монетного кружка, а так-же значительных пятен, особенно на медных монетах. Медные монеты могут иметь непривлекательный, очень тёмный цвет. Внешний вид монеты намного ниже среднего уровня и непривлекателен. Абсолютно никаких следов износа не наблюдается.

MS-61 UNCIRCULATED — Чеканный блеск тусклый, «смыт» или поверхность достаточно сильно повреждёна. Поверхность имеет большие участки повреждений и множество мелких или средних забоин и царапин, протяжённые царапины так-же могут присутствовать. Ограниченное число глубоких или широких забоин в первостепенных фокусных областях монеты. Мелкие или средние забоины на гурте и канте монеты. Медные монеты могут быть тёмными и иметь пятна. Внешний вид скорее непривлекательный.

MS-62 UNCIRCULATED — Чеканный блеск значительно ниже уровня, частично «смыт» или повреждение поверхности монеты средней степени. Поверхность имеет средние участки повреждений и небольшое число мелких или средних забоин и царапин. Несколько глубоких или широких забоин на первостепенных фокусных областях монеты может присутствовать. Мелкие забоины на гурте и канте монеты. Ниже уровня качество чекана, монетного кружка или существенный износ монетного штампа. Внешний вид скорее допустимый.

MS-63 CHOICE UNCIRCULATED — Чеканный блеск незначительно ниже уровня или едва заметное повреждение поверхностей монеты. Поверхность имеет небольшое число повреждений и небольшое число мелких или средних забоин и царапин. Несколько глубоких или широких забоин на не определяющих участках монеты может присутствовать, или одна — две забоины на фокусных участках монеты. Небольшое количество мелких забоины на гурте и канте монеты. Качество чекана и монетного кружка примерно на уровне. Внешний вид скорее привлекательный.

MS-64 CHOICE UNCIRCULATED — Чеканный блеск и качество чекана и монетного кружка на среднем уровне. Поверхность имеет считанное число повреждений или мелких забоин и царапин. Несколько средних забоин или царапин на второстепенных фокусных областях монеты может присутствовать, или одна, две средних забоины (царапины) на первостепенных фокусных областях монеты. Качество чекана и монетного кружка на уровне. Внешний вид привлекательный.

MS-65 GEM UNCIRCULATED — Чеканный блеск и качество чекана и монетного кружка на уровне выше среднего. Поверхность имеет считанное число повреждений или мелких забоин и царапин. Несколько мелких забоин или царапин на второстепенных фокусных областях монеты может присутствовать, или одна, две мелких забоины (царапины) на первостепенных фокусных областях монеты. Качество чекана и монетного кружка на уровне выше среднего. Медные монеты должны иметь полный чеканный блеск и оригинальный (красный) или потемневший (коричневый) цвет. Внешний вид очень привлекательный.

MS-66 GEM UNCIRCULATED — Оригинальный и высококачественный чеканный блеск, качество чекана, и монетного кружка на очень высоком уровне. Поверхность имеет не более нескольких едва заметных и 2–3 мелких забоин или царапин, видимых невооружённым глазом. Несколько мелких протяжённых царапин, видимых под 5-кратным увеличением может присутствовать. Качество чекана и монетного кружка на уровне выше среднего. Внешний вид очень привлекательный, значительно выше уровня.

MS-67 GEM UNCIRCULATED — Оригинальный и высококачественный чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка на высочайшем уровне. Поверхность имеет не более 3–4 мельчайших и едва видимых невооружённым глазом забоин или царапин и не более одной мелкой царапины или следа контакта при ударе о другую монету во второстепенных фокусных областях монеты. Может присутствовать несколько мелких протяжённых царапин и наплывов (неровностей) металла, видимых под 5-кратным увеличением. Внешний вид на высочайшем уровне.

MS-68 GEM UNCIRCULATED — Оригинальный и очень высококачественный чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка на высочайшем уровне. Поверхность имеет не более 3–4 мельчайших царапин, наплывов или несвойственных неровностей металла, видимых с использованием 10-кратной линзы и не имеет никаких дефектов, видимых невооружённым глазом. Внешний вид близок к безупречному.

MS-69 GEM UNCIRCULATED — Оригинальный и очень высококачественный чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка на высочайшем уровне. Поверхность имеет не более 2 мельчайших и видимых с использованием 10-кратной линзы царапин, наплывов или несвойственных неровностей металла и не имеет никаких дефектов, видимых невооружённым глазом. Медные монеты должны быть яркого оригинального цвета. Внешний вид практически безупречный.

MS-70 FLAWLESS COIN — Высококачественная монета безупречного качества. Чеканный блеск, качество чекана и монетного кружка безупречны. Поверхность не имеет никаких дефектов любой природы, царапин, мелких заусениц, наплывов или каких либо несвойственных неровностей металла видимых с использованием 10-кратной линзы. Медные монеты должны быть яркого оригинального цвета. Внешний вид безупречен.


Монеты, изготовленные по технологии PROOF


PR-45 CIRCULATED Proof

PR-50 CIRCULATED Proof

PR-55 CIRCULATED Proof

PR-58 CIRCULATED Proof

PR-60 Proof

PR-61 Proof

PR-62 Proof

PR-63 CHOICE Proof

PR-64 CHOICE Proof

PR-65 GEM Proof

PR-66 GEM Proof

PR-67 GEM Proof

PR-68 GEM Proof

PR-69 GEM Proof

PR-70 FLAWLESS Proof

горизонтальный разделитель для сайта

Характеристики состояния монет

Кроме износа и качества изготовления, являющихся основой всех стандартных градаций, необходимо также учитывать химическое или механическое воздействие, которому подвергалась монета в процессе обращения. По большей части, нижеприведенные примеры описывают недостатки монет, которые образовались от пребывания в земле или соприкосновения с руками коллекционеров, кладоискателей, археологов, реставраторов, таможенников и т.д.

Осторожная очистка может улучшить состояние, но всегда при этом существует опасность полностью погубить монету. В аукционных каталогах после описания монеты очень часто встречается именно характеристика состояния поверхности монеты и патины на этой поверхности. Экземпляры медно-бронзовых номиналов без патины оцениваются существенно ниже аналогичных монет, имеющих патину. Особенно красивая патина может существенно увеличить цену монеты, являясь помимо прочего и дополнительным подтверждением подлинности данного экземпляра.

Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся в каталогах характеристики состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды, зачастую крайне враждебные.


Потемневшая серебряная монета.

Серебряная монета может иметь темный тон, который многие коллекционеры склонны предпочитать более яркому серебру. Этот тон либо натуральный, образовавшийся под воздействием времени.

Радужный окрас.

Серебряные монеты также могут иметь многоцветные оттенки, которые вызваны химическим воздействием различных веществ. Если радужная патина имеет естественное происхождение, то монета ценится выше (может стоить в несколько раз дороже белой монеты аналогичного сохрана.

Абсолютно очищенная монета.

Многие недавно найденные монеты имеют совершенно чистые поверхности. Некоторые монеты при чистке повреждаются, некоторые очищены вполне профессионально. Особенно это касается серебряных монет, которые травят слабыми растворами кислот. Недостатком подобных действий, помимо вероятности испортить монету, является и то, что при травлении с поверхности монеты наряду с грязью сходят и так называемые "признаки подлинности", например соединения сернистого серебра. Поэтому опытные реставраторы предпочитают оставлять на свободном месте монетного поля или гурте небольшой кусок неочищенной поверхности для подтверждения подлинности данного экземпляра.

Зеленая патина.

Патина на этой монете ровная и плотная, она бывает самых разных цветов, но зеленая самая распространенная среди них.

Оливковая патина.

Зеленая патина через ряд оттенков может переходить из светло-оливкого в почти черный цвет.

Черная патина.

Черная патина очень широко распространена и выглядит на монете гораздо лучше, чем на фотографии.

Красная патина.

Красная патина обычно встречается в виде пятен на монетах с патиной других цветов. Но иногда она покрывает достаточно большую площадь, чтобы классифицироваться отдельно.

Голубая патина.

Голубой, в хорошем смысле этого слова, или синий - цвет для патины более редкий, однако, встречающийся. Возможно, что определенный тип почвы имеет тенденцию создавать свой же определенный цвет патины. В результате этого в одной местности обычно находят монеты с одним цветом патины, но редко с разными.

Землистая патина.

Патина может комбинироваться с плотным земляным отложением, что создает привлекательный контраст. Это похоже на эффект, создаваемый полным стиранием патины с верхних точек монеты. Такая патина характерна для монет южных провинций Римской империи.

Контрастная поверхность.

Этот тон, контрастирующий с патиной, появился в результате износа патины в верхних точках поверхности так, что даже затронут металл. Монета на примере имеет утерянные выступающие точки на портрете.

Плотная патина.

Плотная патина ценится нумизматами, но когда ее слишком много, под толстым слоем теряются мелкие детали.

Выщербленная патина.

Плотная патина может быть разрушена по краям сколами или потертостями. Коллекционеры предпочитают патину твердую и устойчивую, потому что через такие сколы на поверхности монеты может начаться процесс коррозии, и монета быстро погибнет.

Патина пятнами.

Если патина покрывает монету не равномерно, а кусками, то это может выглядеть хуже, чем отсутствие патины вообще. Такие монеты необходимо стараться дочистить полностью, соблюдая известную аккуратность.

Вторичная патина.

Монеты, лишенные патины, со временем, при правильном хранении, начинают покрываться вторичной патиной коричневого цвета, так называемой "шоколадной". Некоторые экземпляры, благодаря такой патине, очень красиво выглядят.

Остатки серебрения.

Монеты, которые изначально были покрыты лишь тонким слоем серебра, находясь в обращении, быстро теряют часть серебряного слоя. Поверхность монеты при этом выглядит пестро и не аккуратно, поэтому многие коллекционеры предпочитают полностью тонировать такие монеты до черного цвета при помощи соединений серы.

Пористая поверхность.

Монеты без патины на поверхности могут иметь плотную или пористую поверхность. Пористая поверхность обычна для монет, найденных в реках, или является результатом грубой химической очистки. Некоторые поздние эллинистические монеты или монеты римских провинций уже изначально чеканились в таком плохом состоянии, которое являлось следствием неправильного содержания лигатуры в сплаве.

Частично изрытая поверхность.

Пористая поверхность может быть не на всей монете, а только на какой-то ее части. Замечательно, когда остаются не затронутыми самые важные части монеты, например портрет. Так на изображенной монете утеряно большая часть второстепенных деталей на монетном поле в нижней части левой половины монеты.

Шероховатая и пятнистая поверхность.

Неровные, пятнистые и безобразные поверхности, испортившие внешний вид многих монет, получаются нередко от неправильной чистки монет.

Сильно изрытая кавернами поверхность.

Коррозия сильно изрыла и тяжело изуродовала большую часть поверхности. Такая безобразная коррозия характерна для монет первого века, изготовленных из латуни и аурихалка.

Механически обработанная поверхность.

На этой монете демонстрируется удаление "больного" металла механическими инструментами, скорее всего резцом. В результате получилась очень плохая монета с глубокими кавернами.

Неестественно блестящая поверхность.

Ясно, что представленная монета была полирована, возможно, даже "отреставрирована" с восстановлением утраченных деталей, скорее всего резцом по металлу. Если монета чистится и реставрируется, то детали должны относиться именно к этой монете. Юлия Домна, переделанная в Манлию Скантиллу, представляет собой подделку, даже если результат работы хороший. Особенно отмечу, что серьезные коллекционеры никогда не берут "дорезанные" монеты, какими бы красивыми они после этого не были.

Фальшивая реставрация.

Это не просто подделка, это плохая подделка, потому что рассчитана на коллекционера, еще не читавшего ни одного каталога.

Треснувшая монета.

Трещины способны окончательно погубить монету.

Обломанный край.

У большинства античных монет несколько неровные края, обусловленные низким качеством монетных заготовок, но обламывание может случиться из-за трещин, сразу же после того, как монета покинула монетный двор. Это повреждение может быть как античным, так и результатом современной плохой очистки или небрежного хранения.

Царапанная поверхность.

Монеты, находящиеся в обращении, покрываются тонкими царапинами, которые обычно незаметны, если их не так много.

Проверочный удар.

Иногда монеты проверяли из сплошного ли они металла или нет.

Обрезанная монета.

Тонкий фланец серебряных монет Древнего Рима часто обрезался по краям личностями, создававшими личный запас драгоценного металла. Несмотря на незаконность, эта практика была очень обширна, так что многие монеты дошли до нас с полностью утраченной легендой. Ясно, что это снижает ценность монеты для коллекционера и отрицательно сказывается на продажной стоимости.

Бывшее ювелирное украшение.

Многие золотые монеты использовались в качестве ювелирных украшений и на них видны отметины от удаленных выступов или отверстия.

горизонтальный разделитель для сайта

Монетная патина

Многие старые монеты с годами меняют свой цвет. Это происходит потому, что на их поверхности с течением времени образуется тонкая пленка в результате взаимодействия металла, из которого отчеканена монета, с окружающей средой. Происходит химическая реакция, в результате которой верхний слой монетки окисляется. На первый взгляд кажется, что такое окисление разрушает монету, делает ее непривлекательной, испорченной. Однако на деле все обстоит в определенном смысле наоборот. Дилеры монет подметили, что в среде нумизматов-новичков ценятся блестящие монеты, не подверженные естественному патинированию. Бывалые же, опытные коллекционеры, напротив, по достоинству оценят благородный «вековой налет» в виде патины.

Дело в том, что патина – это не разрушенный верхний слой монеты, а именно пленка, которой с годами покрывается металл сверху. И одно из свойств этой пленки – именно защита монеты от дальнейших повреждений. То есть патина образуется до определенной степени, а затем так и остается на поверхности, не увеличиваясь и не счищаясь.

Конечно, с помощью определенных химикатов можно всё-таки счистить естественную патину и сделать монету вновь блестящей, словно новенькой. Однако это вовсе не будет «вторым рождением» монетки, как это может показаться вначале. После такой чистки монета недолго остается красивой и блестящей – она более подвержена повреждениям и воздействию атмосферной среды. Поэтому нумизматы относятся к так называемым «докторам монет», которые занимаются чисткой монет, скорее негативно.

Некоторые истинные ценители старых монет не признают слабов, которые препятствуют образованию естественной патины из-за своей абсолютной герметичности.

Одни умельцы стараются убрать патину, а другие – напротив, нанести ее на монету. Часто на поддельные лже-старинные монеты наносится искусственная патина, чтобы подделка выглядела достовернее. Есть коллекционеры, которые ценят особые виды патины на монетах – это является еще одной из причин подделки патины. На респектабельных аукционах проверяется не только подлинность всех лотов, но и патины на них. В случае, если патина признана фальшивой, монета считается безвозвратно испорченной. Поэтому нанесение искусственной патины на монеты среди коллекционеров считается без преувеличения надругательством над монетой.

Патина образуется не на всех монетах. Например, золото, как известно, не подвергается окислению и коррозии, поэтому на чистых золотых монетах ее не найти. Самый главный виновник патины – это медь. Подвержены естественному патинированию также бронзовые монеты, потому что в бронзовом сплаве содержится некоторый процент меди. Серебро достаточно подвержено патинированию, причем патина на серебре образуется от реакции не с кислородом, как в случае меди, а с серой, хлором.

Самой эстетически привлекательной считается сероводородная патина на серебре. Её цвет бывает самым разным – от желтоватого до черного. Сероводородная патина окутывает серебряную монету достаточно равномерно, в то время как хлорная, напротив, сбивается в сгустки и от этого придает монете непривлекательный вид.

Медная патина имеет еще больший спектр цветов: она может быть практически любая! Это зависит от многих факторов – в первую очередь это условия хранения монет. Нежелательно хранить в виниловых холдерах монеты, которым меньше 20 лет и которые еще не покрылись патиной – от этого она может распределиться неравномерно и приобрести неестественный цвет. Для таких монет лучше использовать качественные капсулы для монет.

Очень интересная патина появляется на монетах, изготовленных из сплава золота и меди – она зачастую имеет оранжевый оттенок. Однако важно, чтобы сплав металлов был однородный и хорошо размешанный, иначе из-за неравномерного распределения меди в монете патина может проявиться непривлекательными пятнами.

Никель почти не подвержен атмосферному воздействию. Однако на его поверхности иногда появляется сизо-сероватая дымчатая патина. Она выглядит очень красиво, словно монета «поседела» от времени. Спектр цветов никелевой патины достаточно ограничен, поэтому если перед вами никелевая монета с яркой радужной патиной, можете смело быть уверены, что над монетой безбожно «поколдовали» умельцы, патинировав ее искусственно.

горизонтальный разделитель для сайта

Оценка монет

Для правильной оценки состояния монет и определения их коллекционной стоимости, необходимо также помнить следующие вещи:

  • Существует несколько категорий монет, оценка состояния которых представляется наиболее трудной задачей. В первую очередь, это монеты с непрочеканами части деталей рисунка. Непрочеканы следует отличать от потёртостей (т.е. износа монеты в ходе обращения). Потёртость монеты, обычно, бывает более или менее равномерной, тогда как непрочеканы возникают как бы "местами". Потёртые участки поверхности монеты, обычно, отличаются по цвету (или блеску) от соседних, невытертых участков, а непрочеканенные участки обычно не выделяются ни по цвету, ни по блеску от окружающих их поверхностей. Поскольку оценка состояния имеет главной целью определить цену монет, всегда следует помнить, что плохо прочеканенные экземпляры монет стоят существенно дешевле, чем такие же монеты с точно такой же степенью износа (т.е. в точно таком же состоянии), но при этом полностью прочеканенные. Например, монета в состоянии Extremely Fine с чётко прочеканенными деталями рисунка имеет гораздо более высокую коллекционную и инвестиционную цену и ценность, чем точно такая же монета в состоянии Extremely Fine, но при этом хуже прочеканенная. Т.е. надо помнить, что в общем случае непрочеканы, не являясь следами износа, не снижают общую оценку состояния монеты, но при этом они снижают коллекционную цену любой монеты в любом состоянии. Всё вышесказанное, в основном, справедливо не только для непрочеканов, но и для любых других дефектов чеканки, о которых речь пойдёт ниже. Другими монетами, состояние которых бывает сложно оценить, являются монеты редких типов, экземпляры которых нечасто попадаются на нумизматическом рынке. Такие монеты почти не с чем сравнивать, и, следовательно, оценка состояния таких монет обычно бывает менее точной. Другим примером трудно оцениваемых с точки зрения состояния монет, являются очень многие монеты ранних выпусков вне зависимости от своей редкости (например, очень многие российские монеты XVIII века и практически любые монеты допетровской Руси). Из-за несовершенства технологии, многие такие монеты часто имеют самые различные дефекты чеканки (включая, помимо прочих, и вышеупомянутые непрочеканы деталей рисунка), которые не всегда легко отличить от износа, полученного в процессе обращения. И, следовательно, правильно оценить состояние этих монет тоже бывает иногда очень нелегко.

  • Помимо непрочеканов на монетах нередко могут встречаться и многие другие дефекты чеканки, которые также снижают коллекционную цену монет. Дефекты чеканки - это самые различные недостатки монет (от следов юстировки заготовки монеты до различных признаков разрушения штемпелей, смещения заготовки относительно штемпелей и т.д.), появляющиеся в процессе их изготовления на монетном дворе. Чем лучше общее состояние монеты (т.е. чем меньше степень её потёртости), тем сильнее дефекты чеканки снижают её цену. И чем больше площадь поверхности монеты, занимаемая дефектом чеканки и чем сильнее "степень тяжести" этого дефекта, тем с большей скидкой обычно продаётся такая монета по сравнению с точно такой же монетой в точно таком же состоянии (т.е. с той же степенью естественного износа), но без подобного дефекта. Т.е. еле заметный дефект чеканки может крайне незначительно снижать стоимость монеты, а если дефект огромен и уродлив, то он снижает коллекционную ценность монеты уже гораздо сильнее. Для цены монет более "грубых" ранних выпусков дефекты чеканки не так критичны, как для цены монет более поздних "цивилизованных" выпусков. Например, небольшое слоение металла не так сильно портит монету XVIII века, как монету XX века.

  • От дефектов чеканки следует отличать так называемее "ненатуральные дефекты", которые обычно снижают цену монет еще намного сильнее, чем дефекты чеканки. Эти дефекты появляются на монетах не в процессе их чеканки на монетном дворе, а уже как результат их последующего неправильного или грубого использования, хранения, а то и умышленного повреждения или попыток реставрации. Поскольку причиной появления на монетах любых "ненатуральных дефектов" всегда является совершенно непредсказуемый и хаотичный "человеческий фактор", список всех возможных "ненатуральных дефектов" поистине бесконечен. Обязательным признаком всех этих дефектов является то, что все они появляются не в результате естественного износа (стирания) монеты в процессе обращения и не как результат несовершенства технологии чеканки. Т.е. иными словами монеты с "ненатуральными дефектами" - это повреждённые или испорченные монеты. Различные "химические" воздействия (искусственная патина, коррозия и т.д.), грубые "механические" повреждения (большие забоины, следы грубой чистки, отверстия и т.д.), реставрация (подгравировка стёртых изображений или надписей, заглаживание следов ударов и т.д.) - вот лишь очень малая часть тех "ненатуральных дефектов", которые могут встречаться на монетах. Различные "ненатуральные дефекты" по-разному снижают коллекционную цену монет. Например, наличие на ободке монеты забоины снижает цену монеты не так сильно, как сквозное отверстие, проделанное в монете, которое обычно снижает коллекционную или нумизматическую цену монеты вплоть до нуля (или цены металла). Также важна площадь и интенсивность "ненатуральных" повреждений. Например, золотая или высокопробная серебряная монета, которая была грамотно и осторожно помыта с целью удалить с неё грязь, окислы или некрасивую патину может почти не отличаться (если вообще будет отличаться) по цене от такой же немытой монеты. Но монета со следами грубой чистки (в виде множества тонких царапин и частичной утраты чеканного блеска от использования абразивных материалов) может запросто стоить уже в несколько раз дешевле такой же нечищеной монеты. Чем выше общее состояние монеты (т.е. меньше степень её естественного износа), тем сильнее "ненатуральные дефекты" снижают её цену. Чем сильнее степень реставрационного вмешательства, чем больше площадь переделанной поверхности монеты и сильнее глубина и интенсивность этой переделки, тем меньшую коллекционную и инвестиционную ценность имеет монета. И тем ближе она становится к обыкновенной подделке. Описание состояния монет с более или менее серьёзными "ненатуральными дефектами", обязательно должно сопровождаться указанием этих дефектов (например, "XF, коррозия" или "VF, следы чистки" и т.п.). Монеты с "ненатуральными дефектами" считаются проблемным и неликвидным коллекционным материалом. И поэтому эксперты по нумизматике рекомендуют избегать разного рода испорченных и повреждённых монет, т.е. монет с более или менее серьёзными "ненатуральными дефектами" и не включать такие монеты в коллекцию.

  • На коллекционную цену монет также влияет экстерьер. Экстерьер или "внешняя привлекательность" монеты - это то, насколько красива или привлекательна монета для глаза. Этот фактор в оценке монет является весьма субъективным, но, тем не менее, весьма важным, и чем больше монет Вы посмотрите, тем Ваше мнение на этот счёт станет ближе к мнению признанных экспертов по монетам. Экстерьер зависит главным образом от цвета или патины монеты, а именно от того, насколько красива, равномерна и привлекательна патина, а также от того, насколько согласуются между собой цвет и характер патины на аверсе и реверсе монеты. Наибольшее значение этот фактор, вероятно, имеет при определении цены медных монет, а наименьшее - для золотых, платиновых, никелевых, и алюминиевых монет (то есть для монет, менее подверженных окислению и разным химическим воздействиям, и потому обычно мало отличающихся друг от друга по цвету). Для золотых монет ценным считается наличие лёгкой однородной патины оранжевого цвета. Для серебряных монет, согласно общепринятому мнению, самой ценной является многоцветная переливающаяся "радужная" патина, меняющая свой оттенок в зависимости от угла зрения. Для медных монет общее правило состоит в следующем - чем патина светлее, тем она ценнее. Наиболее ценными считаются так называемые "красные" медные монеты, сохранившие свой первоначальный цвет. "Коричневые" медные монеты (имеющие ровный оттенок от желтоватого до шоколадного) уже менее ценны. А так называемые "кладовые", а тем более "чёрные" или "копаные" монеты, имеющие гораздо более тёмную рыхлую патину, вообще особой ценности не представляют. Это связано не только с тем, что эти монеты выглядят "тускло и уныло". На самом деле рыхлая тёмная патина на меди свидетельствует о неправильном хранении этих монет и наличии иногда очень серьёзной коррозии под этой патиной.

  • Такой фактор, как блеск монеты также может влиять на её цену. Общее правило здесь следующее: чем ярче родной чеканный блеск монеты, тем лучше. Хорошим и желательным признаком любой монеты обычного качества чеканки (то есть не Proof или Prooflike) является так называемый "эффект колеса" или "вращающихся лучей". Он состоит в том, что если поднести монету к яркому источнику света и начать качать её взад и вперёд, то по полю монеты вокруг центрального изображения "побегут по кругу" два лучика, один напротив другого. При этом надо иметь в виду, что этот эффект может наблюдаться, в основном, на монетах XIX века и более поздних, которые имеют ровное поле и защитный ободок по краю монеты. Монеты тусклые, т.е. имеющие недостаточный блеск, ценятся меньше.

  • Еще одним немаловажным фактором, влияющим на цену монет, является наличие, количество, размеры и глубина разных недостатков сохранности поверхности - "мешковых" засечек, задиров и царапин, т.е. следов от соударения с другими монетами. Чем всех этих "отвлекающих внимание" отметин будет меньше, тем лучше. Каждый из вышеперечисленных трёх факторов (экстерьер, блеск и сохранность поверхности) оказывает влияние на цену монет. Например, монета в состоянии Extremely Fine, имеющая красивую "ровную" патину может стоить дороже, чем такая же монета в состоянии Extremely Fine, но при этом "пегая", пятнистая, в некрасивой патине. Монета, имеющая тусклый, недостаточный блеск может стоить дешевле, чем точно такая же монета точно такой же степени потёртости (т.е. в таком же состоянии), но с ярким "кричащим" блеском поверхностей. Монета несколько "покоцанная" и поцарапанная может быть дешевле, чем такая же монета в таком же состоянии, но с более хорошей сохранностью поверхности. И чем выше общее состояние монеты (т.е. меньше её потёртость), тем сильнее каждый из этих трёх факторов может влиять на её цену. Дополнительную информацию об этом смотрите также выше в главе "Uncirculated".

  • Для правильной оценки состояния монет на основе консервативных стандартов, такие факторы как возраст, редкость и тип монет, в основном, не должны приниматься в расчёт. Эти факторы надо учитывать при определении цены монеты на основе уже сделанной оценки состояния. А само состояние монеты как таковое должно оцениваться без учёта этих факторов. Также надо знать, что во многих случаях, для каждой монеты существует своё, желаемое и предельно возможное состояние. Например, некоторые монеты XX века могут часто встречаться в состоянии Uncirculated тогда как некоторые выпуски монет XVIII века могут быть чрезвычайно редкими уже в состоянии Extremely Fine.

  • Нередко встречаются экземпляры монет, у которых состояние каждой из сторон неодинаково. Общая оценка состояния таких монет (по какой бы системе она не выполнялась) не может быть выше оценки состояния худшей стороны. Т.е. общее состояние любой монеты следует оценивать по состоянию худшей из её сторон.

  • Для правильной оценки состояния монет надо стараться их смотреть при хорошем и всегда одинаковом освещении (лучше всего, если это будет естественный дневной свет). Если Вы предпочитаете рассматривать монеты с целью оценки их сохранности через увеличительное стекло, то надо всегда смотреть любые монеты, используя только стекло одного увеличения. Причём использовать для этой цели лупу с увеличением более сильным, чем 1 к 4 вряд ли имеет смысл. И как уже было сказано выше, самое главное условие правильной оценки состояния монет - это наличие большого практического опыта. Самый лучший и верный путь освоения этого мастерства заключается в том, чтобы смотреть как можно больше разных монет, сравнивать их друг с другом и пытаться самостоятельно присваивать им свою собственную оценку состояния на основе уже имеющегося опыта.

горизонтальный разделитель для сайта

Copyright MyCorp © 2014